ЦСКБ "Прогресс" и НПО "Энергомаш" намерены создать новую ракету с особым двигателем, работающем на сжиженном природном газе. Несмотря на распространенное мнение о том, что космические технологии России претерпевают застой, специалисты продолжают разрабатывать все новые проекты, призванные ускорить процесс покорения космоса.

И пусть эти проекты не предусматривают революционных решений, их целью являются качественные улучшения уже существующих методик и технологий. Одним из последних проектов, который планируется реализовать уже в самое ближайшее время, является интеграция новых топливных систем. Они в значительной мере удешевят запуски ракет-носителей в космос без потери эффективности.

В частности, ЦСКБ "Прогресс" изъявило желание воплотить их новый носитель сверхтяжелого класса, который будет использовать природный газ и жидкий кислород в качестве топлива. Это позволит сократить расходы на пуск почти в два раза по сравнению с затратами на работу обычных керосиновых двигателей. Ученые отмечают, что СПГ является очень перспективным видом топлива.Это подтверждается ее широким использованием в других промышленных сферах, что обусловлено тем, что сырьевая база природных газов более широка, чем у керосина, а значит, и стоимость значительно ниже при почти одинаковых технических характеристиках.

Известно, что российские специалисты достаточно давно вели разговоры об использовании метана в качестве ракетного топлива, однако в настоящее время эта технология не прошла дальше стендового образца. И дело здесь не столько в самой сложности создания сверхтяжелого носителя, сколько в том, что пока в России ищут оптимальное топливо для новых космолетов, в США уже активно их разрабатывают, применяя в качестве источника энергии твердотопливные ускорители. Для сравнения стоит учесть, что выход американского носителя сверхтяжелого класса назначен на 2017 год, а российский аналог может запоздать вплоть до 2030 года.

Помимо ЦСКБ "Прогресс" НПО Энергомаш тоже занят разработкой ракетного двигателя на сжиженном метане. Им планируется оснастить многоразовую ракетно-космическую систему, работы по которой ведет Центр имени Хруничева.


Сейчас новый двигатель, который должен работать на сжиженном природном газе, находится еще на стадии проектирования. Создание первого опытного образца подобного агрегата возможно в течении трех - пяти лет. Однако, на данный момент имеется трудность, заключающаяся в отсутствии на него сертификатов - пояснил главный конструктор Владимир Чванов. Сертифицировать же двигатель должен Государственный институт прикладной химии.

Как утверждает главный конструктор НПО "Энергомаш", для ракетного топлива возможно применение исключительно определенных сортов керосина, получаемых из нефти, которую добывают на Троицко-Анастасиевском месторождении в Краснодарском крае. Но в данном случае проблема заключается в ограниченном количестве этой нефти, решают которую методом перегонки других сортов нефти в нужный состав. Используя данный способ, уже создано ракетное топливо РГ-7, применяемое при запуске ракет Зенит и Союз.

Однако, выше описанный способ создания ракетного топлива является слишком дорогостоящим и сложным. Применение же метана в первой ступени многоразовой системы решит не только проблему дефицита топлива, но и позволит уменьшить стоимость выведения на орбиту полезного груза на 20%. Однако, ракетоносители Зенит, Союз и Ангара; пока переводить с керосина на что-либо другое не планируется.

Главными сильными сторонами применения метана являются наличие его запасов в огромном количестве и относительно низкая стоимость. Кроме того, благодаря быстрому испарению процесс очистки топливных баков и двигателей многоразовых космических систем становится заметно легче. Имеет метан преимущество перед керосином и удельному импульсу - на 7 - 10%.

Стоит пару слов сказать и о недостатках метана. Являясь сжиженным газом, он имеет меньшую плотность по сравнению с керосином - в 2 раза. Что приведет к увеличению габаритов топливных баков.

Владимир Чванов сообщил, что в настоящее время в разработке находится метановый двигатель, который должен будет обеспечить тягу 200 тонн. В уже далеком 1984 году в НПО Энергомаш проводились испытания двигателя на метане с тягой до 10 тонн.


comments powered by Disqus